Испытания топливного насоса
Сдаточные и контрольные испытания топливных насосов производят со стандартными форсунками. Режим этих испытаний для насосов НK-10 принят таким: 900 об/мин кулачкового вала насоса с выдвижением рейки на 10 мм в течение 30 мин.
Во время сдаточных испытаний определяют утечку топлива из корпуса насоса через сливную трубку. Допускается утечка топлива для 12-плунжерного насоса до 40 см3 за 20 мин. испытания при температуре тонлива 25° С. Кроме того, проверяют, не заклинивают ли отдельные детали, герметичность уплотнения пo разъему корпуса и регулятора, а также герметичность крышек корпуса регулятора и буксы. Герметичность крышки корпуса и буксы проверяют сжатым воздухом под давлением 1,7—1,8 кг/см2, течь не допускается.
В конце сдаточных испытаний топливных насосов проверяют точность регулировки секций топливного насоса на момент и равномерность подачи; проверяют устойчивость работы регулятора. Если во время сдаточных испытаний обнаружатся дефекты, насос снимают со стенда. После замены отдельных деталей (буксы, нажимного штуцера и др.) назначают дополнительные испытания в течение 15 мин. Затем в течение 15 мин. производят контрольные испытания. При этом проверяют плавность передвижения рейки и плавность движения трущихся деталей.
После испытаний сливают масло, полости картеров насоса и регулятора промывают керосином.
Стенды для испытания и регулировки топливных насосов должны удовлетворять следующим требованиям:
- мощность электродвигателя должна быть такой, чтобы можно было испытывать насос при наибольшей подаче и наибольших числах оборотов;
- привод стенда должен обеспечить плавную регулировку работы насоса от наименьших чисел оборотов до выключения ренки (например, для насосов НК-10 от 300 до 1200 об/мин);
- стенд должен быть оборудован устройством, позволяющим определять момент впрыска топлива форсунками;
- стенд должен быть оборудован механизмом, который переключает подачу топлива от мерных мензурок в сливной бак через определенное число рабочих ходов плунжера; суммарный счетчик с автоматическим выключением должен работать с точностью до одного оборота;
- стенд должен быть оборудован устройством для поддержания постоянной температуры топлива;
- привод стенда должен иметь маховую массу, обеспечивающую равномерную угловую скорость кулачкового вала насоса.
Для плавного бесступенчатого регулирования числа оборотов привода испытываемого топливного насоса применяют механические вариаторы и электродвигатели постоянного тока.
Из большого числа механических вариаторов для стендов регулирования топливных насосов используют следующие: вариаторы с раздвижными коническими шкивами и гибким передаточным звеном между ними, вариаторы с раздвижными шкивами, связанными стальным кольцом; торцовые вариаторы с наклоняющимися роликами и шариковые фрикционные вариаторы.
Основным преимуществом механических вариаторов является возможность регулирования скорости вращения ведомого вала на ходу. Однако механические вариаторы обладают рядом существенных недостатков.
Работа фрикционных механических вариаторов связана со значительными потерями на трение. Кроме того, они имеют нежесткую кинематическую характеристику; у большинства механических вариаторов изменяется максимальная передаваемая мощность при регулировании скорости.
Вариаторы с раздвижными коническими шкивами работают как клиноременная передача. Сдвигая или раздвигая конические диски, изменяют их передаточное отношение.
Для определения угла начала впрыска топлива применяют:
- а) вращающиеся диски с делениями и сетчатыми секторами;
- б) стробоскопы;
- в) электрические моментоскопы.
При впрыске топлива форсункой на вращающийся градуированный диск не обеспечивается необходимая точность определении момента впрыска топлива. Стробоскоп, снабженный неоновой лампой с рефлектором и фазовой заслонкой, расположенной на шпинделе привода, обеспечивает высокую точность определения момента впрыска топлива форсункой. Рефлектором стробоскопа освещается пеногаситель, изготовленный из органического стекла. Медленно поворачивая штурвал фазовой заслонки, добиваются такого положения, когда четко видна струя топлива. Затем, продолжая вращать штурвал фазовой заслонки, улавливают момент исчезновения струи топлива.
Добившись такого положения и осветив шкалу вращающегося диска шпинделя привода, определяют угол начала впрыска топлива.
В основу прибора с электрическим момептоскопом положено использование неоновой лампы, обладающей свойством безынертности. Вследствие относительно хорошей синхронности впрыска топлива, при большом числе оборотов вала топливного насоса, неоновая лампа дает возможность наблюдать по шкале вращающегося диска одни и то же отметки угла опережения впрыска, соответствующие моменту начала подъема иглы форсунки.
Для определения момента подъема иглы форсунки применяют различные прерыватели, например, приборы с контактным устройством, в которых струя топлива, ударяясь о диск контактного устройства, замыкает электрическую схему. При этом мгновенно загорается импульсная неоновая лампа и освещает градуированный диск.
Для переключения подачи топлива в мерные мензурки и обратно в топливный бак применяют механические и электрические переключатели. Хорошо работают также суммарные счетчики с автоматическим включением.
На ремонтных предприятиях применяют стенды для приработки топливных насосов, для регулировки на момент начала и равномерность подачи и для контрольных испытаний. Стенды для приработки топливных насосов конструктивно просты и состоят из станины, рамки или стойки для закрепления топливного насоса, привода, коллектора с форсунками, системы для подачи и фильтрации топлива или масла. Регулировочные стенды имеют более сложную конструкцию.
Стенд для регулировки топливного насоса (рис. 209) с механическим приводом и механизмом переключения подачи топлива состоит из станины, шпиндельной бабки, привода, системы питания топливом и механизма переключения подачи топлива. Станина 3 стенда сварная; на нижней плите ее установлены электродвигатель 2 мощностью 6 квт и вариатор 1. На верхней плите 5 установлены кронштейны 6 для крепления испытуемого топливного насоса, шпиндельная бабка 19, приспособление 7 для перемещения рейки и другие механизмы стенда.