Кулачковый вал
Кулачковый вал изготовляют из стали 12XH3A твердостью HRC 26—40. Кулачки вала цементованы, твердость HRC 50.
В процессе эксплуатации вала возможны следующие неисправности: повреждение резьбы, износ шпоночных пазов, износ средних и концевых шеек, местный износ профиля кулачков.
Для восстановления этой детали принято три маршрута (см. табл. 17). При сочетании максимального количества возможных дефектов кулачковый вал восстанавливают в следующей последовательности.
При смятии нe более двух ниток резьбу на концах вала исправляют плашками. Если резьба получила более серьезные повреждения, то ее исправляют наплавкой. Установив деталь в центрах станка, срезают резьбу 1M14 х l,5E до диаметра 11,5мм, а резьбу 1M18 х l,5e — до диаметра 15,5 мм (рис. 156). Рис. 156. Кулачковый вал: И — номинальный размер; Д — допустимый размер. |
Поверхности под резьбу наплавляют газовой сваркой соответственно до диаметров 18 и 22 мм. Дли сварки применяют присадочную проволоку l2XH3A диаметром 5—6 мм. Твердость наплавленного слоя должна быть HRC 26—60. Поры и раковины в наплавленном металле не допускаются.
Концевые шейки при износе более 0,3 мм по радиусу наплавляют электроимпульсным способом до диаметра 26 мм. Для электроимпульсной наплавки шеек применяются проволока OBC пли ПK диаметром 1,6—1,8 мм.
Твердость наплавленного слоя должна быть HRC ≥ 48. В процессе сварки центровые отверстия вала предохраняют асбестом.
После сварки вал правят на призмах, используя настольный реечный или гидравлический пресс. Допускается биение рабочих шеек относительно центров в пределах 0,03 мм.
Выполнив предварительные операции, исправляют центры вала, обтачивают наплавленные поверхности под резьбы соответственно до диаметров 14-0,012 и 18-0,012 и протачивают две канавки до диаметров вала 11,5 и 15,5 мм. Затем снимают фаски, нарезают и калибруют резьбы 1M14 х 1,5c и 1M18 х 1,5e.
Наплавленные электроимпульсным способом концевые шейки шлифуют до номинального размера. Конусность и овальность шеек допускаются не более 0,02 мм. Изношенные шпоночные канавки фрезеруют под размеры b1 = 4,0 мм и b2 = 5,0 мм.
При наличии незначительного местного кольцевого износа и следов коррозии средние шейки шлифуют под ремонтный диаметр 26,8-0,04-0,07 мм.
При износе средних шеек до диаметра менее 26,9 мм, а концевых — до диаметра менее 25,0 мм их наращивают слоем блестящего хрома. Перед хромированием шейки шлифуют до размеров не ниже: концевые 24,7 мм и средние 26,7 мм. Овальность и конусность шеек должны быть в пределах 0,02 мм. Радиус галтели должен быть R = 1,5-0,5 мм. Затем шейки полируют до устранения следов шлифовального круга.
Для хромирования шеек кулачкового вала желательно применять групповое подвесное приспособление на 4—8 деталей. Установка деталей в вертикальных центрах приспособления обеспечивает концентричное расположение шейки относительно цилиндрических анодов. Межэлектродное расстояние должно быть равно 15—20 мм.
Хромированные шейки шлифуют до диаметров 27,0-0,04-0,07 и 25+0,017+0,002 мм; овальность и конусность не более 0,02 мм.
При наличии рисок и следов коррозии кулачки шлифуют до диаметра 41,5 мм.
Таблица 17. Схема маршрутной технологии ремонта кулачковых валов НK-10 (варианты)
№ |
Порядок устранения дефектов пo маршруту M 1 |
№ |
Порядок устранения дефектов по маршруту № 2 |
№ |
Порядок устранения дефектов по маршрут № 3 |
1 |
Обтачивание поврежденной резьбы |
1 |
Обтачивание поврежденной резьбы |
1 |
Обтачивание поврежденной резьбы |
2 |
Наплавка хвостовика и заварк шпоночного пазa |
2 |
Наплавка хвостовика и запарка шпоночного паза |
2 |
Наплавка хвостовика и заварка шпоночного паза |
3 |
Обтачивание хвостовика |
3 |
Обтачивание хвостовика |
3 |
Обтачивание хвостовика |
4 |
Обработка конусной поверхности |
4 |
Обработка конусной поверхности |
4 |
Обработка конусной поверхности |
5 |
Обработка шпоночного паза |
5 |
Обработка шпоночного паза |
5 |
Обработка шпоночного паза |
6 |
Нарезание резьбы |
6 |
Нарезание резьбы |
6 |
Нарезание резьбы |
7 |
Шлифование конусной поверхности |
7 |
Шлифование конусной поверхности |
7 |
Шлифование конусной поверхности |
8 |
Контроль |
8 |
Шлифование средних гаек |
8 |
Шлифование средних шеек |
9 |
Хромирование средних шеек |
9 |
Шлифование концевых шеек | ||
10 |
Шлифование средних шеек |
10 |
Хромирование шеек | ||
11 |
Контроль |
11 |
Шлифование средних шеек | ||
|
12 |
Шлифование концевых шеек | |||
|
13 |
Контроль |