Обезжиривание деталей
Поверхность деталей всегда бывает покрыта жировой пленкой, которая затрудняет процессы очистки, контроля и ремонта. Для того чтобы обеспечить хорошую очистку и высокое качество ремонта, необходимо полностью удалить слой жира c поверхности деталей.
Жировые вещества по их свойствам подразделяют на омыляемые и неомыляемые.
К омыляемым относятся жиры органического происхождения (растительные и животные). При действии на органические жиры щелочного раствора образуется мыло, легко растворимое в воде.
Неомыляемыми являются минеральные жиры: картерное масло, вазелин, трансформаторное масло и др. Эти жиры растворяются в керосине в бензине и не омыляются в щелочных растворах.
Для обезжиривания деталей, чтобы очистить поверхности от жировой пленки, в состав щелочных растворов добавляют эмульгаторы (мыло, жидкое стекло, клей и др.).
После промывки керосином и бензином детали могут корродировать вследствие того, что на их поверхности остаются капли минеральных солей и воды, которые служат источником коррозии. Kроме того, бензин и керосин стоят дорого и опасны в пожарном отношении. На ремонтных предприятиях бензин применяют только для мойки точных деталей (плунжерных пар, шариковых и роликовых подшипников и других подобных деталей).
Процесс удаления масляной пленки с деталей щелочными растворами, содержащими эмульгаторы, можно представить следующим образом. При действии горячим (t = 75ч÷85°С) щелочным раствором (табл. 1) масляная пленка быстро нагревается. Вследствие расширения и действия сил поверхностного натяжения пленка принимает волнистый вид и, разрываясь, образует капли, прочно удерживающиеся на поверхности детали. Образовавшиеся жировые капли обволакиваются эмульгирующими веществами, сила сцепления которых с металлом меньше, чем сила сцепления масла с металлом. Поэтому такие капли легко сбиваются с поверхности деталей струей раствора или воды.
Таблица 1. Состав щелочных растворов
Компоненты раствора |
Для деталей из алюминиевых сплавов |
Для деталей иа сплавов черных металлов | |||||
Номера растворов (условно) | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 | |
Содержание компонентов в % | |||||||
Каустическая сода |
0,1-0,2 |
0,1-0,2 |
- |
- |
0,75 |
2,0 |
- |
Кальцинированная сода |
- |
0,4 |
1,0 |
- |
5,5 |
- |
10,0 |
Тринатрийфосфат |
- |
- |
- |
- |
1,0 |
5,0 |
- |
Нитрат натрия |
0,15-0,25 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Жидкое стекло |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
3,0 |
- |
Хозяйственное мыло |
- |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
- |
Хромник |
- |
- |
0,05 |
- |
- |
- |
0,1 |
Тринатрийфосфат, который вводят в состав растворов для деталей из чугуна и стали, способствует ускорению процесса обезжиривания. Хромник и нитрат натрия добавляют для того, чтобы предохранить детали от возникновения коррозии.
Обезжиренные детали желательно промывать горячей водой (t=75÷85° С).
Для обезжиривания деталей щелочными растворами применяют однокамерные, двухкамерные или трехкамерные моечные машины. В однокамерной и двухкамерной машине детали обезжириваются щелочным раствором и промываются горячей водой. В третьей камере трохкамерной машины обезжиренные и промытые горячей водой детали просушиваются.