Контроль размеров деталей
Для определения размеров деталей наряду с обычными микрометрами и индикаторными нутромерами применяют браковочные калибры и специальные измерительные приборы.
Браковочный калибр представляет собой стандартную непроходную скобу или пробку 2-го класса точности. Номинальный размер такого калибра соответствует предельному размеру измеряемой детали.
Для того чтобы обеспечить точность контроля деталей, браковочные калибры проверяют после каждых 3000—3500 измерений.
Контроль размеров деталей с помощью калибров высокопроизводителен. Кроме того, калибры необходимы для измерения отверстий малых диаметров и для проверки размеров труднодоступных поверхностей.
В настоящее время для контроля размеров деталей на ремонтных предприятиях используют пневматический метод измерения. На рис. 33 показана схема пневматического длиномера. Прибор работает следующим образом. Воздух от компрессорной установки под давлением 3—3,5 кг/см2 по трубке 1 поступает во влагоотделитель 2 и затем в двухступенчатый стабилизатор 3 давления. Далее воздух по стеклянной трубке 6 и по рукаву 11 подводится к пневматическому калибру 9, имеющему два или более сопел 8. Трубка 6 изготовлена весьма точно и имеет конусность отверстия 1000. По требованию заказчика могут быть установлены трубки с другой конусностью. Конус обращен большим диаметром вверх. Рис. 33. Пневматический длиномер. |
Внутри трубки помещен металлический поплавок 7, удерживаемый струей воздуха на определенном уровне.
Если измеряемую деталь поставить нa калибр, то воздух будет выходить в зазор между торцами сопел и поверхностью детали. При большом зазоре расход воздуха будет больше и поплавок в стеклянной конусной трубке поднимется на более высокий уровень.
Так как величина расхода воздуха зависит от зазора между торцами сопел калибра и деталью, то по уровню поплавка на шкале 20 определяют фактический размер детали.
Шкала прибора должна быть протарирована для каждой группы деталей. На калибр последовательно устанавливают точно изготовленные эталонные кольца, размеры которых отличаются один от другого на 0,01 мм, и на шкале прибора каждый раз отмечают уровень поплавка. Очевидно, что при этом цена деления шкалы прибора будет равна 0,01 мм.
Учитывая, что шкала пневматического длиномера данной конструкции практически равномерна, для настройки прибора можно пользоваться лишь двумя эталонными кольцами максимального и минимального размеров. С помощью этих колец определяют крайние точки, а затем шкалу делят нa равные участки.
Пневматический длиномер на ремонтных заводах применяют для контроля деталей с точностью до 0,001 мм, например деталей плунжерных пар и распылителей. Для этого чувствительность прибора повышают, регулируя давление воздуха винтами 4 стабилизатора и изменяя расход воздуха через отводной канал краном 5 или устанавливая поплавок меньшего веса.
На ремонтных предприятиях применяют пневматический прибор (рис. 34) для измерения нижней головки шатуна. На плите 2 закреплен пневматический калибр 6, редукционный клапан 9, входной ресивер 8 и измерительные ресиверы 3 и 4.
На каждом ресивере установлен манометр 5 с пределами измерений 0—3 кг/см2. Измерительные ресиверы снабжены калиброванными втулками 1. Сжатый воздух из общей магистрали завода поступает в редукционный клапан, далее во входной ресивер, затем через левый измерительный ресивер в верхнюю полость пневматического калибра, а через правый измерительный ресивер в его нижнюю полость. Из каждой полости калибра воздух выходит через восемь сопел (отверстий) диаметром 3 мм. Рис. 34. Пневматический измерительный прибор. |
Перед началом измерений регулируют редукционный клапан 9 так, чтобы давление во входном ресивере составляло 2 кг/см2. В дальнейшем клапан автоматически поддерживает установленное давление. Если на пневматический калибр надеть нижнюю головку шатуна, то между торцами сопел и внутренней поверхностью шатуна установится зазор, зависящий от диаметра отверстия головки шатуна. Чем меньше этот зазор, тем будет больше сопротивление истечению воздуха. Давление воздуха в измерительных ресиверах зависит от соотношения этого сопротивления и coпротивления соответствующей калиброванной втулки 1 на входе в ресивер. Перед началом измерений на пневматический калибр поочередно надевают кольца-контркалибры 7, имеющие предельно-допустимые верхний и нижний размеры.
Показания манометров, соответствующие этим размерам, отмечают на шкалах манометров и расстояние между отметками, соответствующее полю допуска, закрашивают. Если поле допуска на шкале получилось слишком малым, следует подобрать калиброванную втулку другого диаметра.
Благодаря тому, что каждая полость калибра имеет восемь сопел, результаты измерения детали представляют собой среднее значение от четырех диаметральных измерений.
Эллиптичность отверстия шатуна нa результаты измерения не влияет. Конусность отверстия шатуна определяется как разность показаний левого и правого манометров измерительных ресиверов. Если ни одно из показаний не вышло за установленные пределы, шатун по размеру отверстия нижней головки считают годным.
Пневматические измерительные приборы отличаются высокой производительностью и точностью по сравнению с индикаторными.