Ремонтные размеры
Обработка деталей
При восстановлении детали способом ремонтных размеров более сложную и дорогую изношенную деталь сопряжения обрабатывают под ремонтный размер, а вторую заменяют новой. Вследствие изменения размеров обрабатываемой детали (диаметр вала уменьшается, диаметр отверстия увеличивается) заменяемая деталь должна иметь специальные ремонтные размеры, которые обеспечивали бы нужную посадку в сопряжении.
Различают нестандартные и стандартные ремонтные размеры. В первом случае при механической обработке восстанавливают правильную геометрическую форму (устраняют полученную при износе конусность и овальность) и должную чистоту поверхности детали. Заменяемую деталь обрабатывают под размер первой детали с учетом допустимых зазоров и натягов сопряжения. В настоящее время нестандартные ремонтные размеры применяют для отдельных дорогих деталей. При этом деталь подвергается большему числу ремонтов до выбраковки по условиям прочности или в зависимости от глубины поверхностной термической обработки. При использовании деталей нестандартных ремонтных размеров увеличивается объем подгоночных работ.
Во втором случае основную деталь обрабатывают до стандартных ремонтных размеров. Заменяемые детали ремонтных размеров выпускаются заводами-изготовителями машин или специальными заводами запасных частей. При стандартных ремонтных размерах уменьшаются объем подгоночных работ и стоимость ремонта машин.
Изношенные шпоночные пазы также обрабатывают под ремонтный размер по ширине для установки более широких ремонтных шпонок.
Способ ремонтных размеров применим и для резьбовых сопряжений, когда поврежденную резьбу рассверливают или стачивают, а на детали нарезают резьбу по возможности ближайшего стандартного диаметра.
Стандартные ремонтные размеры для деталей устанавливают в зависимости от величины и характера износа и необходимого припуска на обработку по следующей методике.
Для шеек валов (рис. 57, а) ремонтные размеры определяют по формулам
dр1 = dn — γ,
dpn =
dpn-1— γ,
где dн — производственный (номинальный) диаметр шейки вала в мм; dp1 — первый ремонтный размер в мм; dpn — последний ремонтный размер (минимально допустимый диаметр вала после ремонта) в мм; γ — ремонтный интервал, который равен
γ=dн—dnp1=...=dpn-1 — dpn
или
γ = 2(ςδ + x),
где δ — суммарный износ шейки вала в мм (δ = δmin+δmax); ς — коэффициент неравномерности (ς = δmax/δ); x — припуск на механическую обработку на сторону в мм.
Тогда
dpn = dpn-1—2(ςδ+x).
Возможное число ремонтных размеров вала
n=dн-dpn/γ
Для отверстий (рис. 57, б) ремонтные размеры определяют по формуле Dpn=Dpn-1+2(ςδ+x) Возможное число ремонтных размеров будет n=Dpn-Dн/γ Рис. 57.Схемы расчета ремонтных размеров: а — для шеек и валов; б — для отверстий. |