Сборка масляного насоса
Сборка масляного насоса происходит в три этапа: комплектуют детали, собирают отдельные узлы, а затем производят окончательную сборку насоса.
Перед комплектовкой все детали насоса тщательно промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. Когда детали скомплектованы, приступают к сборке отдельных узлов. При сборке редукционного клапана насоса проверяют по краске прилегание грибка к плоскости седла в крышке насоса.
Прилегание должно быть на площади не менее 70%. При необходимости грибок клапана притирают к фаске, используя пасту M-20. Для сборки клапана применяют приспособление — струбцину. При помощи винта этого приспособления сжимают пружину клапана и ставят стопорное кольцо. Собранный редукционный клапан ввертывают в резьбовое отверстие крышки. В процессе общей сборки масляного насоса необходимо следить за тем, чтобы были выдержаны параллельность осей валов и минимальные торцовые зазоры между зубьями шестерен и стенками камеры. От качества сборки в первую очередь зависит производительность насоса. Общую сборку масляного насоса (рис. 216, а) начинают с установки сшивных шпилек, которые ввертывают в отверстия корпуса, предварительно смазав их резьбу маслом. Шпильки должны выступать под плоскостью корпуса на 27—28 мм. Призонные болты и отверстия корпуса вставляют с зазором до 0,07 мм. При установке шестерен обеспечивают зазор между их шейками и гнездами корпуса и крышки в пределах 0,06-0,15 мм. Диаметральный зазор между стенками камеры и вершинами зубьев принимают 0,215—0,375 мм. При раздвинутых шестернях радиальный зазор между вершиной зуба и стенкой корпуса должен быть не менее 0,05 мм. При меньшем зазоре возможен интенсивный износ стенок камеры.Зазорв зацеплении зубьев шестерен обеспечивают 0,2—0,5 мм. Его проверяют путем прокатывания свинцовой пластинки. Рис. 216. Масляные насосы: а — первый тип; б — второй тип; 1—10 — порядок затяжки гаек шпилек и болтов. |
Торцовый зазор между зубьями шестерен и крышкой определяют индикаторным приспособлением. Этот зазор без прокладки должен быть равен 0,03—0,10 мм. Затем на торцовую поверхность корпуса накладывают прокладку толщиной 0,1+0,01 мм, устанавливают крышку корпуса и в последовательности, показанной на рис. 216, а, затягивают гайки призонных болтов и сшивных шпилек. Шестерни насоса должны вращаться плавно; осевой зазор шестерен равен 0,13—0,20 мм. При установке шестерен привода, которые закрепляют пружинными кольцами, обеспечивают следующие зазоры: в зацеплении зубьев 0,2—0,5 мм и между торцами шестерен и корпусом не менее 1 мм.
При сборке насоса (рис. 216, б) необходимо выдержать следующие монтажные зазоры:
- Диаметральный зазор между вершиной зуба шестерни и камерой насоса 0,195—0,350 мм.
- Радиальный зазор между вершиной зуба и стенкой камеры при раздвинутых шестернях не менее 0,05 мм.
- Осевой зазор шестерни 0,09—0,18 мм.
- Зазор между осью и втулкой ведомой шестерни 0,06—0,12 мм.
- Зазор между ведущим валом и втулками 0,06—0,12 мм.
Испытание масляного насоса. Процесс испытания масляных насосов состоит из следующих этапов: приработки; проверки герметичности; проверки производительности. Приработку масляного насоса (табл. 44) производят на масле MС-20, МС-14 или МТ-16П при температуре 85-100° С.