Контроль шестерен
Возможные дефекты шестерен следующие:
- износ рабочей поверхности зуба более допустимого;
- выкрашивапие цементованного слоя;
- износ поверхности шлицев или шпоночного паза более допупустимого.
В процессе работы шестерен наряду с обкатыванием происходит взаимное скольжение участков профиля зуба. Это вызывает износ зубьев и увеличение бокового зазора в зацеплении. По мере искажения профиля зубьев нарушается характер зацепления, что ведет к прогрессивному износу. Вследствие этого в технических условиях предусмотрены предельные размеры ширины зуба.
Величину износа эвольвентной поверхности зуба шестерни oпpeделяют с помощью непроходной зубомерной скобы. В условиях ремонтного предприятия трудно измерить зубья конических шестерен. Измерение иx может быть произведено лишь в месте пересечения зуба с дополнительным конусом. Однако в процессе изготовления конических шестерен после нарезания зуба острую кромку, образованную этим пересечением, затупляют по произвольному радиусу. Поэтому для измерения зуба требуется сложное лабораторное оборудование.
При контроле конических шестерен величину износа зубьев определяют путем сравнения с принятым эталоном. При таком методе контроля шестерен требуется большой навык контролера.
В настоящее время не разработан надежный способ ремонта зубьев шостерен, поэтому дотали с предельным износом зубьев окончательно бракуются. Иногда в результате ударной нагрузки и дефектов термической обработки на рабочих поверхностях зубьев наблюдаются местные точечные выкрашивания цементованного слоя. Опыт показывает, что шестерню можно считать годной для эксплуатации, если на рабочей поверхности зубьев обнаруживается не более чем по две раковины глубиной до 0,2 мм и площадью не более 2 мм2.
Чтобы проверить правильность контроля, следует периодически отбирать шестерни с предельно допустимым износом для испытания на очередном дизеле, который предназначен для гарантийных испытаний.
Внутренние шлицы и шпоночные канавки контролируют при помощи браковочных скоб и пробок.