Вал привода топливного насоса
Вал привода топливного насоса (рис. 124) изготовляют из стали 12XH3A. Шейки вала и зубья цементованы. Твердость цементованного слоя HRC≥58. Трещины любого размера и расположения на поверхности детали не допускаются. Выкрашивание слоя цементации на поверхности одного на зубьев допускается на площади не более 6 мм2.
Наиболее часто встречаются следующие устранимые дефекты: износ рабочей шейки, износ шпоночного паза, помятость и срыв резьбы до двух ниток. Поврежденную резьбу исправляют. При износе шпоночного паза более допустимого фрезеруют новый паз, повернув деталь на угол 90°. Наиболее сложной операцией является ремонт изношенных рабочих шеек. Прежде всего необходимо создать базу для шлифования. Для этого деталь зажимают за шейку в цанговый патрон на токарном станке и протачивают конусную фаску 2,5 х 60° на хвостовике со стороны шестерни. Центровое отверстие со стороны резьбового конца тщательно зачищают и проверяют биение шеек и зубьев в центрах.
Биение шеек допускается до 0,05 мм, биение зубьев по начальному конусу не более 0,12 мм. При необходимости шестерню правят медным молотком на специальной массивной плите с отверстием для валика. Проверенный валик устанавливают в центры круглошлифовального станка. Гладкую цилиндрическую поверхность шлифуют «как чисто», но не ниже диаметра 29,7 мм; для поверхности с нарезкой рекомендуется диаметр 29,6 мм. Торец шестерни шлифовать не следует.
Выполнив подготовительные операции, гладкую поверхность покрывают блестящим осадком хрома до диаметра 30,15-0,05 мм, а нарезанную часть — до диаметра 30,05-0,05 мм. После хромирования шейки вала шлифуют под номинальные диаметры 30Л-0,04-0,07 и 30-0,15-0,20 мм. Одновременно обрабатывают торец шестерни до размера не менее h = 14,35 мм при радиусе закругления R = 1-0,2 мм. После шлифования биение торца не должно превышать 0,03 мм на диаметро 48 мм, а биение шеек должно быть не более 0,04 мм. Торец шестерни проверяют по краске, по контрольной втулке. Прилегание должно быть полным. Валы, имеющие шлицевые концы, ремонтируются по такой же технологии. Шлицы, изношенные более допустимого, ремонту не подлежат. Такие валы бракуют. Рис. 124. Вал привода топливного насоса. |