Расточка вкладышей коренных подшипников
В картерах из алюминиевых сплавов посадка вкладышей в гнездах и в крышках производится с натягом 0,085—0,120 мм.
Во время работы дизеля благодаря большому коэффициенту линейного расширения алюминиевого сплава величина натяга значительно уменьшается. Учитывая, что чугун обладает меньшим коэффициентом линейного расширения, величина натяга в посадке вкладышей в гнезда чугунных картеров уменьшена до 0,03—0,06 мм. При затянутых силовых шпильках проверяют прилегание вкладышей к поверхностям картера и крышек по краске. Прилегание вкладышей должно быть равномерным, краска должна покрывать не менее 70% поверхности. Торец вкладышей первой опоры может выступать в сторону передачи не более чем на 0,2 мм.
После расточки вкладышей коренных подшипников толщина слоя свинцовистой бронзы должна быть в пределах 0,5—1,5 мм.
Чтобы удовлетворить это требование, выпускают ремонтные вкладыши (табл. 22) с различными размерами по внутренней и наружной поверхностям.
После подбора на каждой половине вкладыша электрографом записывают номер дизеля и номер опоры. Кроме того, на торцt вкладыша со стороны передачи наносят метку керном. При расточке вкладышей коренных подшипников вылет резца устанавливают по размеру каждой шейки коленчатого вала с учетом зазора между шейкой и вкладышем. Для картеров из алюминиевого сплава этот зазор равен 0,07—0,14 мм, а для чугунных 0,1—0,14 мм.
Овальность и конусность расточенного вкладыша допускаются не более 0,01 ли. Допустимая несоосyость отверстий 0,02 мм.
Внутренняя поверхность вкладышей должна быть гладкой и блестящей.
При обнаружении дефекта yа одном из вкладышей заменяют весь комплект, потому что при расточке одпого вкладыша но удается обеспечить необходимую соосность отверстий, что может вызвать подплавление свинцовистой бронзы в первые часы работы дизеля.
После расточки вкладышей производят пробную укладку коленчатого вала. Вал должен легко и плавно вращаться, боковой зазор между щеками коленчатого вала и крышками подшипников должен быть не мепее 0,1 мм. Продольное перемещение вала допускается в пределах 0,26—0,9 мм.
Таблица 22. Ремонтные вкладыши
Индекс вкладыша |
Диаметр в мм |
Индекс вкладыша |
Диаметр и мм | ||
вкладыш |
коренной шейки |
вкладыш |
коренной шейки | ||
P1 |
105 |
94-95 |
P4 |
105 |
93-94 |
P2 |
107 |
94-95 |
P5 |
107 |
93-94 |
P3 |
109 |
94-95 |
P6 |
109 |
93-94 |