Выпрессовка хвостовика коленчатого вала
Хвостовик из коленчатого вала выпрессовывают в случае предельного износа шейки (нет припуска для шлифования шейки под ремонтный размер) и при ширине шлицев ниже минимально допустимого размера 5,75 мм.
Для выпрессовки хвостовика коленчатого вала применяют специальный горизонтальный гидравлический пресс, развивающий усилие до 40 т. Пресс получает питание маслом от топливного наcoca НK-10 и управляется педалью. На рис. 105 показана рабочая головка пресса, состоящая из цилиндра 8, плунжера 9 с резиновой манжетой 6, передней крышки 5, задней крышки 10, поперечины 11, двух тяг 4, возвратных пружин 7, проставки 3, откидной поперечины 12 и четырех шайб 2. На хвостовик-коленчатого вала надевается проставка 3, и вал укладывают на призмы стола пресса так, чтобы проставка легла в призму 1. Торец проставки опирается в плоскость передней крышки.
Затем откидную поперечину 12 опускают в нижнее положение. Нажимая на педаль, включают топливный насос. Давлением масла плунжер 9 перемещается вправо и увлекает за собой поперечину 11, тяги 4 и откидную поперечину 12. Выступ откидной поперечины, упираясь в торец хвостовика коленчатого вала, выпрессовывает его нa 10 мм. После этого педаль отпускают, давление масла в системе падает, и плунжер вместе с тягами и поперечинами под действием возвратных пружин 7 возвращается в исходное положение. В освободившуюся полость первой шайки коленчатого вала укладывают шайбу и повторяют операцию выпрессовки. Полная выпрессовка хвостовика производится в пять приемов путем добавления числа вставок.
Во избежание деформаций откидную поперечину изготовляют из стали 18XHBA и закаливают до твердости HRC 35—40. Рис. 105. Гидравлический пресс для выпрессовки хвостовика. |
Снятый с пресса коленчатый вал укладывают на подставку и посредством молотка и оправки развальцовывают (уплотняют) трубку в щеке.
Для того чтобы проверить отверстие во втулке, пропускают шарик диаметром 4 мм, укрепленный на рукоятке. Перед установкой хвостовика полость первой шейки и трубки тщательно промывают и продувают сжатым воздухом.
Восстановленный хромированием или новый хвостовик к коленчатому валу подбирают с диаметральным натягом 0,028—0,055 мм. Отверстия под штифты в новом хвостовике вала просверлены заранее по кондуктору.
Для более легкой установки хвостовика концевую шейку вала подогревают до температуры 150—180° С. В отверстие вала устанавливают специальный электронагреватель (рис. 106) с угольно-графитной набивкой 3 между наружным стальным стаканом 4 и внутренним стержнем 2, присоединяемыми к электропроводам 1. Головка стержня от дна стакана изолирована с помощью диска 5 и кольца 6 из слюды или шамотного кирпича. Угольно-графитный порошок уплотняется еще одним изолирующим диском при поджиме пробки 7. Рис. 106. Электронагреватель для коленчатого вала. |
Между стержнем и пробкой помещены асбестовая набивка 8 и гайка 9 для ее уплотнения. К стакану нагревателя присоединена рукоятка 10 с текстолитовым наконечником 11. Электронагреватель питается переменным током напряжением 2 в от специального трансформатора (мощностью 1,2—1,5 квт при токе 1000 а). Один провод подводится к стержню, а другой к стакану нагревателя.
Правильное угловое положение хвостовика в шейке коленчатого вала обеспечивают совмещением риски на торце шейки в направлении первого кривошипа и риски на буртике хвостовика в плоскости середины наружной канавки. Для направления хвостовика по отверстиям вала в одно из отверстий хвостовика вставляют штифт. Хвостовик легко входит в гнездо разогретого коленчатого вала. При необходимости для запрессовки можно использовать молоток и оправку из алюминиевого сплава.
Для контроля герметичности сопряжения хвостовика с валом используют стенд для гидравлической опрессовки вала (рис. 107, а) маслом марки MТ-16п. Этот же стенд применяют для контроля коленчатых валов после сборки.
Основным узлом стенда является сварной стол 3 с постелями опор для испытываемого коленчатого вала, масляный бак 1, продольное корыто 6, масляный насос 4 с электродвигателем 5 и фильтр 2. В корыте расположена (вдоль стенда) серия нагревателей, намотанных на изолированные трубки.
Коленчатый вал сверху закрепляют двумя откидными прихватами (рис. 107, б) со штуцерами и шлангами для слива масла в бак. Прихват также имеет запорпый клапан. Масло в полость коленчатого вала подводится через торцовое отверстие хвостовика (рис. 107, в). Поворотом маховичка обеспечивается прижатие втулки уплотнительного кольца к торцу хвостовика и подвод топлива из наконечника трубопровода.
Для определения герметичности хвостовиков заглушают выход соединительных каналов во второй щеке со стороны второй коренной шейки. Маслопроводящее отверстие в первой шатунной шейке уплотняют зажимами (рис. 107, г), выполненными в виде двойного Г-образного прихвата. Аналогичными зажимами уплотняют отверстия остальных шатунных и коренных шеек при испытании собранного коленчатого вала. Рис. 107. Стенд для гидравлической опрессовки коленчатого вала: а — общий вид; б — верхний прижим вала о отводом масла; в — подвод масла и уплотнение торца хвостовика; г — зажим уплотнения боковых отверстий шеек вала. |
При опрессовке хвостовиков в период подогрева масло пропускают лишь до первого отводящего штуцера на первой коренной шейке. После того, как масло нагреется до 90—100° С, закрывают соответствующий выпускной клапан и повышают давление в системе до 12 кг/см2. При длительности опрессовки 2 мин., течи масла по торцам хвостовика не допускается.
Далее развертывают шесть отверстий под штифты хвостовика диаметром 5-0,015-0,023 мм.
Если отверстия не совпадают, то их рассверливают и развертывают до диаметра 5,5-0,015-0,023 мм под ремонтные штифты. Штифты с натягом 0,002—0,023 мм запрессовывают молотком и зачищают их концы заподлицо с поверхностью хвостовика.