Главная / Ремонт электрооборудования / Якорь генератора и стартера

Якорь генератора и стартера

К неустранимым дефектам якоря генератора относятся износ коллектора до диаметра менее 86 мм; износ шпоночных пазов более допустимого, если на валу уже имеется паз ремонтного размера (под углом 180° к первоначальному изношенному пазу) и срыв резьбы более двух ниток на носке вала.

Неустранимыми дефектами якоря стартера являются износ коллектора до диаметра менее 66 мм и износ шлицев по ширине до размера менее 6 мм (номинальный размер 6,4-0,01-03 мм).

Детали с перечисленными дефектами бракуют.

После внешнего осмотра якоря проверяют его обмотку на качество изоляции между витками, а также между обмоткой и массой. Для такой проверки пользуются контрольной лампой, которая подключается к сети промышленного переменного тока напряжением 220 в. Один из проводов контрольной лампы подводят к валу якоря, а вторым проводом поочередно касаются пластин коллектора. Провода должны быть снабжены безопасными изолированными наконечниками. В случае замыкания обмотки якоря на «массу» контрольная лампочка загорается.

 

Для проверки межвиткового замыкания используют индукционный прибор (рис. 174). Сердечник 1 прибора выполнен из трансформаторного железа. Катушка 2 питается промышленным переменным током. Проверяемый якорь укладывают в призму сердечника и, медленно поворачивая вокруг оси, к его железу прикладывают металлическую пластинку 3. При отсутствии, межвитковых замыканий индуктируемая в обмотке якоря э.д.с. уравновешена, и поэтому тока в обмотке не будет.

Если имеется межвитковое замыкание, то в короткозамкнутых витках индуктируется э. д. с. Возбуждаемый переменный ток создает дополнительное переменное магнитное поле на участке с закороченными витками. О наличии такого поля судят по характерной вибрации металлической пластинки, приложенной к железу якоря. Вибрация пластинки указывает на наличие коротко-замкнутых витков. Якори, имеющие такой дефект, подлежат перемотке. Якори с исправной обмоткой направляют на следующую ремонтную операцию.

Рис. 174. Схема индукционного прибора.

 

Изношенные поверхности вала якоря под шарикоподшипники восстанавливают способом пластической деформации (накатки). Якорь устанавливают в центрах токарного станка и изношенные шейки обрабатывают накаткой при шаге, равном 1—1,5 мм. Диаметр шейки увеличивается за счет металла, выдавливаемого из образующихся впадин. После обработки накаткой шейки шлифуют до номинального размера, шлифовке предшествуют правка вала и исправление центров. При износе шпоночных канавок на конусной и цилиндрической частях кала более допустимых (5,01 и 4,01 мм) размеров фрезеруют новые канавки (5-0,015-0,055 и 4-0,015-0,055 мм) под углом 180° к старым.

Отремонтированный вал должен удовлетворять следующим требованиям: биение носка вала при проверке в призмах относительно шеек не должно превышать 0,05 мм; биение железа якоря допускается до 0,05 мм; деформированный вал допускается править под прессом; если величина биения железа якоря генератора превышает допустимый размер, то железо якоря обтачивают до ремонтного диаметра 109,5 +0,035 мм.

Изношенный коллектор обрабатывают до устранения дефектов; диаметры коллекторов должны быть не менее 86 мм для генератора и 66 мм для стартера. После обтачивания коллектора прорезают миканитовую изоляцию между пластинами на глубину 0,8 мм; ширина канавки должна быть равна 0,6 мм. Для прорезки изоляции применяют настольный горизонтально-фрезерный станок, шестизубую дисковую фрезу диаметром 12 мм подают вручную. Фрезу штампуют из кровельного железа, цементуют и закаливают до твердости HRC 60—64. Фрезу не подвергают шлифовке и заточке и используют для обработки 5—6 коллекторов.

После фрезерования изоляции коллектор тщательно полируют наждачным полотном мелкой зернистостью и обдувают сухим воздухом для удаления миканитовой и медной пыли.

Железо якоря окрашивают питроглифталевым лаком, а обмотку покрывают изоляционным лаком № 458. Затем деталь сушат в сушильном шкафу при температуре 110—120° С в течение 10 час.

Отремонтированный якорь вновь проверяют на замыкание обмотки между витками и на корпус.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru